ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote,
ninel_nik70
ninel_nik70

Между реальностью и волшебством. Серенада и Дивертисменты Моцарта.

Небеса манили людей во все времена. С начала цивилизации их боготворили, боялись, ими восхищались. Гении искали в них вдохновения, простые люди — утешения. На своих великих полотнах небо ловили Ван Гог и Эжен Делакруа, о нём мечтали да Винчи и братья Монгольфье, но снизошло оно к человечеству лишь однажды: в 1787 году небосвод улыбнулся гению Моцарта и через музыку Eine kleine Nachtmusik подарил миру легкость и хрустальность.
Современность упрощает вокруг себя то, что ей не удалось опошлить. Именами великих людей мы называем пабы, Мона Лиза теперь ест пиццу, «Американская готика» Вуда превратилась в Lego. Не сумев постичь Моцарта (впрочем, тут мы недалеко ушли от его современников), «Маленькую ночную серенаду» опустили до уровня рингтонов, дверного звонка или рекламы заварного чая. Спасибо, хоть производители быстрозавариваемой лапши обошли Вольфганга Амадея стороной. Им вполне хватило Чайковского. Гении прошлого растерзаны, никто не защищает авторские права их дарования — истекли сроки давности, а может это лишь закономерность? Погибают «Времена года», сокрушена «к Элизе», разбита и «Маленькая ночная серенада».


2 (700x283, 21Kb)

«Маленькая» грань между реальностью и волшебством

Свою «маленькую» серенаду Моцарт создал в плодотворное для него время — между «Свадьбой Фигаро» и последними симфониями. Она не похожа ни на одно его произведение по своей невесомости, «нефилософности», в ней отсутствует грандиозный моцартовский размах. Маленькая ночная серенада — это открытая дверь в сад-лабиринт после душного дня, это мечты о слегка порозовевшем от заката небе, это перешептывание лесных эльфов между собой. В этой музыке очень тонка грань между реальностью и волшебством, можно смело сказать, что Моцарт написал первое произведение в жанре фэнтези.

Будучи известным произведением Моцарта, его визитной карточкой наравне с 40-ой симфонией и арией Царицы ночи, «Маленькая ночная серенада» покрыта легким покровом тайны. Никому неизвестно, как и по чьему заказу она написала, почему ни разу не исполнялась при жизни гения, куда делась её пятая часть. О ней практически ничего не упоминают биографы, такое ощущение, что она существовала всегда. Бытует, правда, одна легенда о создании «Маленькой ночной серенады», описанная Вейсом в «Возвышенном и Земном».

1_126 (700x676, 254Kb)

В ней писатель рассказывает, что после смерти отца и учителя Леопольда, а еще из-за вечных долгов, маэстро пребывал в упадническом расположении духа. Однако, узнав, что его супруга Констанца вновь беременна, тут же повеселел и решил к годовщине свадьбы преподнести ей в дар серенаду. К тому же, жена злилась на Моцарта за то, что тот написал песню, посвященную её сестре Алоизе, поэтому необходимость такого подарка была налицо.
«Он писал эту серенаду в соль мажоре — серенад он не писал уже много лет, — вкладывая в нее всю свою любовь и весь талант, с намерением преподнести Констанце к пятой годовщине их свадьбы. Чтобы отпраздновать столь важное событие, он пригласил много друзей. Наннерль (прим. ред. старшая сестра Моцарта) сообщила, что Вольфганг, по-видимому, получит тысячу гульденов после ликвидации имущества Папы, завещанного им поровну, и Вольфганг одолжил под наследство деньги и устроил прием. Он снял у своего домохозяина на этот день сад и пригласил небольшой оркестр. …слушая, как разносятся в прозрачных венских сумерках чудесные звуки серенады соль мажор, Констанца думала, что лучшей музыки ей еще не приходилось слышать — легкая, романтичная, полная лиризма и задушевности, серенада была лишена всякого трагизма и мрачности, присущих почта всем последним вещам Вольфганга. Эта серенада, несмотря на всю безыскусственность, а может быть, именно благодаря ей звучала так мелодично, что, по мнению Констанцы, наверняка рождала зависть у всех композиторов. Как удивительно сумел Вольфганг высказать ей свою признательность. Когда прозвучали последние аккорды, Констанца воскликнула:— Вольфганг, это одна из самых замечательных твоих вещей!



0:00 -Serenade No.13 in G Major, K525, "Eine Kleine Nachtmusik":

I. Allegro 7:28 - Serenade No.13 in C Major, K525, "Eine Kleine Nachtmusik":

II. Minuet In C Major "At Wood" 9:34 - Serenade No.13 in G Major, K525, "Eine Kleine Nachtmusik":

III. Romanza andante 14:54 - Serenade No.13 in G Major, K525, "Eine Kleine Nachtmusik":

IV. Menuetto allegretto - Trio 17:09 - Serenade No.13 in G Major, K525, "Eine Kleine Nachtmusik":

V. Rondo allegro 22:20 - Divertimento in D Major, K136, "Salzburg Symphonies":

I. Allegro 28:08 - Divertimento in D Major, K136, "Salzburg Symphonies":

II. Andante 34:57 - Divertimento in D Major, K136, "Salzburg Symphonies":

III. Presto 38:33 - Divertimento in B Flat Major, K137, "Salzburg Symphonies":

I. Andante 45:17 - Divertimento in B Flat Major, K137, "Salzburg Symphonies":

II. Allegro di molto 48:43 - Divertimento in B Flat Major, K137, "Salzburg Symphonies":

III. Allegro assai 51:20 - Divertimento in F Major, K138, "Salzburg Symphonies":

I. Allegro 56:15 - Divertimento in F Major, K138, "Salzburg Symphonies":

II. Andante 1:01:28 - Divertimento in F Major, K138, "Salzburg Symphonies":

III. Presto

Но если так оно и было, то тем грустнее, что Констанца продала свадебный подарок супруга спустя энное количество лет, впрочем, эта женщина делала многие обидные вещи по отношению к гению. Уверены, что история всё знает, однако до нас музыка дошла с некой вуалью на партитуре — мы ничего о ней не знаем, кроме божественной красоты и года рождения, а оттого она еще кокетливей. И в этом вся её прелесть — в загадке, странности, симфонической форме построения, взамен серенадной. В конце концов, какая разница как создаются шедевры. Главное, что слушая их, мы можем побывать на небе. В четырёх частях.

Диана Распутняя

Дивертисменты.

Великолепную музыку умел создавать Моцарт. Дивертисменты, которые он написал для струнного квартета и двух валторн, и сегодня покоряет сердца слушателей. Эта прекрасная музыка пользуется огромной популярностью. Композитор написал множество опер, симфоний и концертов, но именно веселый и жизнерадостный дивертисмент привлекает внимание широкого круга слушателей. Это сочинение бьет все рекорды популярности. Главная черта пьес этого жанра – развлекательность. Веселая, легкая музыка всегда будет пользоваться популярностью у знатоков и любителей.

Можно, пожалуй, сказать, что все подобного рода произведения возникли в связи с каким-либо торжественным событием и что поэтому всем пьесам свойственно особо светское, особо жизнерадостное звучание; что в отличие от собственно струнных квартетов они воплощают в себе не столько «вечное», сколько XVIII век. В феврале 1777 года Моцарт пишет, опять-таки для графини Лодрон, новый дивертисмент для шести инструментов, иначе говоря, струнный квартет с двумя облигатными валторнами. Тут та же смесь стилей, что и в первом лодронском дивертисменте. Только все звучит несколько интимнее и камернее и, поскольку произведение это не летнее, а зимнее, в нем, разумеется, нет Марша — ни в начале, ни в конце. Мы — на карнавале, и в первой медленной части тема «переодевается» шесть раз. А вот дивертисменты для трех пли четырех пар деревянных духовых — гобоев, валторн, фаготов, а где можно, и кларнетов — это произведения совсем другого рода, предназначенные звучать именно «на открытом воздухе». Они для музыкантов, которым полагается играть под окнами.

А.Эйнштейн. Моцарт и личность.

Tags: Моцарт
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments